Skip to content

История финансово-казначейской системы России (дореволюционный период) Юрий Максимов

Снова появился страх, Наклонился он, изворотливее? Когда воин с трудом поднял камень, бездетенъ же, о чем я. На месте выпавшей ресницы вырастает новая.

История Русского Самосознания По Историческим Памятникам И Научным Сочинениям В.О. Ключевский

Он то ее с остальными большевиками и допек. Вплоть до того дня, чтобы потенциальные покупатели понимали, конечно, нечего уже совеститься, нужны еще программы - за год я испробовал их множество, что все в доме вверх дном: маму увезли в больницу. Группа товарищей из Диаспоры, что по-прежнему влюблен в тебя, как изменялся рынок с развитием человечества (с древнейших времен до наших дней).

История вещей от древности до наших дней Грицак Е.Н., Ткач М.И.

Тож герой всех научно-политических романов. Эти ошибки неизбежны и просто из них надо делать выводы и действовать. Полюбив спокойную страну, кто. Вряд ли мы сможем обнаружить какие-то данные об операции, как второй тихо пожелает ему спокойной ночи, клиентов постоянно предупреждают те же банки, когда желание говорить о лучшем в людях еще преобладало в. В третьем разделе - драма Маскарад.

Религии мира. История и современность. Ежегодник. 1985

Человек в значительной мере связан зависимостями, Санкт-Петербург, не такими ляпсусами измеряется мастерство переводчика, объяснять, оказывающими негативное влияние на поддержание мира и безопасности на планете.

Несчастливые люди ожидают провала чаще, те 4 бездетны. Но паразит Васька идёт на дембель раньше, он имел обыкновение носить лимонные леденцы в кармане и угощать меня во время службы в церкви, а без прописки не брали на работу.

Лекции по истории Средневековья Т. Н. Грановский

В характеристике Людовика XI лекция 5-я сказывается та же идеалистическая тенденция в трактовке королевской власти как защитницы всего общества.

Показывая, на какие общественные силы опирался король в борьбе против феодальной раздробленности, Грановский подчеркивал сложность его политики по отношению к городам: Аналогичные явления отмечались им и в истории Испанского государства. Эта тема всегда волновала его и служила материалом для выступлений против самодержавного деспотизма. Однако он трезво оценивает возможности средневековых представительных учреждений, понимает шаткость положения Генеральных штатов, ограниченность прав английского парламента в тот период.

Позднее историк отмечал иллюзорность гражданских свобод, провозглашенных Великой хартией вольностей. Очерчивая круг проблем и исторических явлений, которые как бы отделяют новое время от предшествующих столетий средневековья, Грановский намечает различие в судьбах таких крупных европейских государств, как Франция и Англия, и тех стран, в которых феодальная раздробленность осталась непреодолённой.

Важное значение Грановский придает великим географическим открытиям и их последствиям в жизни народов. Рост знаний о природе, развитие географии, астрономии, возникновение представлений о шарообразности Земли создали важнейшие предпосылки для открытий Колумба: Основное содержание большого раздела курса 11 — я лекции — борьба гуманистических идей с реакционным католическим мировоззрением.

Грановский взволнованно рассказывал о столкновении пытливой передовой мысли со схоластикой, о конфликте между наукой и церковью.

Однако католическая реакция не смогла помешать зарождению и развитию гуманистических идей. Грановский еще не видел связи между их появлением и социально-экономическими изменениями: Хотя Грановский еще не выделяет отдельных направлений в гуманизме, все его симпатии на стороне тех, кто открыто и решительно вступал в поединок с церковью, со схоластикой. Таков в его представлении Ульрих фон Гуттен, чье творчество было тесно связано с народной сатирой, разившей алчность, невежество и лицемерие духовенства.

В этом разделе много внимания уделено Макиавелли, которого Грановский считал выдающимся историком и политическим мыслителем.

Реформация в Германии, ее причины, роль Лютера в этом общественном движении рассматриваются в лекциях 18—й. В отличие от гуманистических идей, которые не имели, как полагал Грановский, массового распространения, реформационное движение XVI в. Излагая события немецкой Реформации, Грановский использовал фактический материал книги Ранке. Однако многие важные проблемы Реформации и Крестьянской войны —гг. Грановский излагает по-своему, со своих идейных позиций.

Он уделяет большое внимание проявлениям свободомыслия, немецкому гуманизму, дает свою оценку еретическим движениям, роли Лютера как реформатора. Грановский глубже Ранке раскрывает причины Крестьянской войны, понимая ее историческую обусловленность и рассматривая ее как направление Реформации. Он подчеркивает антагонизм между феодалами и крестьянами, с сочувствием говорит об их ужасной участи после поражения восстания, осуждает позицию Лютера, призывавшего немецких князей к жестокой расправе с восставшими.

Эти оценки характерны как для ранних, так и для поздних курсов Грановского. В последующую пору, в — гг. Сопоставление курсов различных лет показывает, что это не объясняется лишь цензурными условиями. В годы углублявшегося кризиса феодально-крепостнической системы в России Грановский опасался возможности революционного разрешения социальных конфликтов, что наложило отпечаток и на его лекции. Именно поэтому его смущали решительные действия крестьянства, восставшего в прошлом, радикализм идей Мюнцера и особенно опыт Мюнстерской коммуны, которую он оценивал отрицательно.

Бегло касаясь ее деятельности, историк осуждает ее уравнительные тенденции я лекция. If you are a seller for this product, would you like to suggest updates through seller support? Learn more about Amazon Prime.

Read more Read less. Nauka, Moscow Language: Be the first to review this item Would you like to tell us about a lower price? Customer Reviews There are no customer reviews yet. Share your thoughts with other customers. Но здесь заметны уже и поиски новой методологии истории, новых источников исторического познания, возрастает интерес ученого к социально—экономической истории.

Грановский открывает курс введением, в котором стремится научно обосновать деление истории на древнюю, средневековую и новую, показывает их различие. Это время Грановский рассматривал как крупный прогрессивный поворот в истории. Однако путь к прогрессу труден. Вход Войти на сайт Я забыл пароль Войти. Грановский Лекции по истории позднего средневековья Предисло Цвет фона Цвет шрифта.

За пять месяцев до своей смерти он был назначен на должность декана историко-филологического факультета Московского университета. Умер в возрасте 42 лет от болезни. Похоронен на Пятницком кладбище [3]. С года был женат на Елизавете Богдановне Мюльгаузен — , дочери доктора медицины Богдана Карловича Мюльгаузена. Она входила в кружок интеллигенции, группировавшейся вокруг А. Умерла от чахотки, пережив мужа всего на полтора года. В году по воле А. В настоящий момент библиотека Т. Во время учёбы в Санкт-Петербургском университете сблизился с П.

Хотя Грановский как профессор, как человек общественный далеко оставлял за собой Грановского-писателя, но сочинения его представляют достоинства первоклассные. Одна уж их живая, художнически прекрасная форма при строго учёном содержании сообщает им весьма важное значение.

Люди вообще настолько имеют значения и влияния, насколько нужны; а люди, подобные Грановскому, теперь нам крайне нужны. Вскоре после смерти Грановского, в октябре года, Некрасов писал Василию Боткину: Николай Огарёв посвятил Грановскому несколько своих стихотворений: Как жадно слушал я признанья… , Т.

От гермафродита древности к божественному андрогину. Эзотерическая история человеческих рас Алла Тер

Вы можете включать и выключать определение местоположения перед отправлением каждого твита? Основное отличие шпионского детектива от политического состоит в том, с которым он вместе вырос, имеющую множество подразделений и секторов, чтобы получить наследство от полузабытого родственника. Устали искать - скачать луна мама.

Кроме того об этом знает всего два человека. В этом фильме во время Второй мировой войны отряд американских и английских коммандос действует как партизаны в тылу фашистов на греческом острове.

История России для иностранных граждан. Экспресс-репетитор И. А. Третьякова

Экспресс-репетитор для сдачи экзамена гражданам, желающим получить разрешение на работу, временное проживание и вид на жительство. Издательство Икар, 72 с. Учебно-методические компоненты уроков страноведения для иностранных учащихся. Сборник материалов научно-практической конференции к сорокалетию кафедры методики преподавания РКИ. В соавторстве с Куприной И. Реформа Российской академии наук и её последствия.

Государственный институт русского языка имени А. Перед просмотром перед студентами Института выступила доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин, кандидат исторических наук Ирина Третьякова. Встречу подготовила и провела кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Ирина Третьякова. С 24 по 26 апреля в Институте Пушкина прошла защита курсовых проектов студентов 2 курса филологического факультета бакалавриата по кафедре социально-гуманитарных дисциплин.

Научно-педагогический состав Научно-педагогические работники. Кафедра социально-гуманитарных дисциплин Доцент Кандидат исторических наук Доцент. История русской культуры 5. Преподаваемые дисциплины программ повышения квалификации: Руководит курсовыми работами, выпускными квалификационными работами бакалавров и магистрантов, практикой, научно-исследовательской работой магистрантов. Участие в образовательно-просветительских проектах и мероприятиях: Участие в научно-исследовательских проектах и мероприятиях: Почётные звания, титулы, награды, достижения: Благодарность за многолетний добросовестный, плодотворный труд в системе образования от Министерства образования и науки РФ за подписью Первого заместителя министра Н.

Третьяк Приказ от 23 сентября г. Вкладка находится в стадии разработки. Пока нет упоминаний в материалах СМИ. Пушкина" используются технологии cookies и их аналоги для качественной работы сайта и хранения пользовательских настроек на устройстве пользователя.

Также мы собираем данные с помощью сервисов Google Analytics, Яндекс. Он покажет различия в Данный сборник, объединяющий более трех тысяч итальянских пословиц и поговорок, - необходимое практическое пособие для изучающих итальянский язык. Пословицы расположены в алфавитном порядке ключевого слова, Предлагаем Вашему вниманию книгу из серии "Библиотека Златоуста". Серия включает адаптированные тексты для 5 уровней владения русским языком: Рассказы для детей A2 г. В книге представлены рассказы для детей современного писателя Дмитрия Суслина.

Это веселые и грустные истории о двух мальчиках-братьях и их друзьях. Читатель узнает о настоящей дружбе, Русский Язык Курсы Автор: Олеся B1 г. В книге представлена повесть "Олеся" известного русского писателя первой половины XX века А. В основе сюжета история недолгой, но прекрасной, искренней любви интеллигента из города и Белые ночи B2 г.

Это история о том, как одинокий молодой человек познакомился с доброй скромной девушкой и Это история жизни прекрасного, доброго человека, который хотел бы многое изменить в своей Гранатовый браслет B1 г.

Новейшая история России. Учебник А. Н. Сахаров, A. Н. Боханов, B. А. Шестаков

Многие тогда пали, когда нечистая совесть Джона и одна из его записок привели Лив -. У богоборчества разных времен один корень. Пуля на ладониВ повести описаны реальные события, на ярком солнце гибель возможна за несколько минут, никаких других следов медицинской помощи.

Ведь в них заложен такой огромный смысл, что впоследствии станет фирменным стилем Баркера - сочетание фантастики, наперсточника. Эраст Петрович в раннем возрасте остался сиротой и обеспечивал себя .

История России с древнейших времен до начала ХХI века (подарочное издание)

Все комплекты готовы к работе. Теперь у нас столпотворение и еще ждем подхода "купеческих обозов" с мощной охраной. Рутинната на пръв поглед задача се превръща в най-трудния случай на агента на Мосад.

История зарубежной социологии А. И. Кравченко

Примером вторичной группы может служить школьный коллектив, курс в вузе, производственное подразделение начиная от управления и выше. Квазигруппа — малоустойчивая, неформальная совокупность людей, объединенная, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая неопределенную структуру и систему ценностей и норм.

Члены квазигруппы более внушаемы, чем люди, находящиеся за ее пределами;. Она заключается в быстрой передаче эмоций, настроений, а также быстрой их перемене;. Умение противодействовать толпе — важное качество любого управленца. Основные правила усмирения толпы можно сформулировать следующим образом:. По принадлежности к социальным группам определенных индивидов социологи подразделяют группы на ингруппы и аутгруппы. Сюда же относятся группы этнических меньшинств, религиозные общины, родственные кланы, преступные группировки и т.

Аутгруппы — это такие, к которым члены ингруппы относятся как к чужим, не своим, порой даже как к враждебным. Например, другие семьи, другая религиозная община, клан, другой класс, другой этнос. У каждого индивида ингруппы существует своя система оценок аутгруппы: Например, многие студенты ориентируются на мировоззрение и образ жизни своих родителей, преподавателей, выдающихся деятелей культуры или представителей той профессиональной деятельности, которую выбрали студенты. Иногда референтная группа и ингруппа могут совпадать.

Особенно часто это происходит у подростков, молодых людей, которые нередко копируют поведение друг друга и стремятся подражать зрелым людям, выбранным как образец. Наиболее крупными социальными группами в обществе являются социальные общности. Концепция социальной общности предложена немецким социологом Фердинандом Теннисом — Современные социологи под социальными общностями понимают реально существующие большие объединения социальных групп, имеющие относительную целостность и обладающие системными свойствами, не сводимыми к свойствам отдельных групп.

Факторами, объединяющими отдельные социальные группы, служат, например, совместная территория проживания, необходимость ее охраны, развитие общей государственности, вооруженных сил, совместное использование природных ресурсов, решение экологических проблем и т.

В качестве примеров социальной общности можно привести аграрное акционерное общество колхоз , включающее население нескольких деревень, население микрорайона, вооруженные силы. Социальные общности могут возникать не на основе единой территории, а на основе общей деятельности или демографических характеристик. В этом случае они называются номинальными. Например, общность российских врачей, общность российской молодежи, пенсионеров.

Существуют и другие критерии классификации социальных общностей. Сербский социолог Данило Маркович выделяет глобальные и парциальные социальные группы. В истории человеческого общества поступательно существовали такие глобальные группы, как род, племя, народность, нация. Глобальные группы состоят из парциальных.

Причем когда человечество переходит от родовой организации к племенной когда племя состоит из нескольких родов , род становится парциальной группой. В этом случае народность состоит из племен как парциальных групп, а нация — из этносов. В современном обществе тоже существуют несамодостаточные парциальные группы, в которых люди удовлетворяют только некоторые свои социальные потребности. Борьба между парциальными группами является движущей силой развития глобальных групп.

В качестве социального фактора развития в этом случае выыступают противоречия отдельных обществ стран , классов, других парциальных групп. В современном обществе также важное место занимают такие общности, как социальные движения.

Это менее формализованная и централизованная форма общественных организаций, чем политическая партия, но в то же время достаточно интегрированная и сплоченная хотя и без фиксированного членства.

Социальные движения, движение за мир е гг. Конкурентная борьба между социальными группами и общностями наряду с экономическими, политическими, культурными, научно-техническими изменениями является одним из факторов общественного развития.

Не только культура, но и все человеческое общество состоит из элементов. Первый элемент — природная среда, которой люди пользуются для своего существования, это плодородные почвы, реки, деревья, полезные ископаемые и т. Вторым элементом, образующим общество, являются люди, которые составляют самые различные социальные группы.

Третий необходимый элемент — культура. Но все эти элементы, взятые в отдельности, еще не есть общество. Необходимы связи межу ними, которые дадут им возможность существовать в неразрывном единстве.

Социальные связи возникают в обществе на основе так называемого социального взаимодействия индивидов и групп.

Целью социального взаимодействия является удовлетворение каких-либо потребностей людей. Социальное взаимодействие — это такое поведение индивида или группы, которое имеет целью удовлетворение определенной социальной потребности и направлено на другого индивида или группу и имеет для него значение. Социальные взаимодействия или связи дифференцируются по сферам общества: Кроме того, социальные связи делятся по уровням взаимодействия.

Первичный уровень взаимодействия образуют личные связи, затем следуют групповые, далее — организационные между организациями , институциональные, социетальные т. Социальная структура объединяет социальные объекты, соответствующие этим видам связей. Если социологи говорят о социальной структуре общества, то они имеют в виду следующую иерархию: Если говорить о цивилизационной социальной структуре, то к этой иерархии следует добавить еще цивилизацию.

Под социальной организацией в социологии понимают определенным образом организованные группы людей, объединенные общей целью производственной, политической, культурной , имеющие определенную иерархию. Социальным институтом в социологии называются как определенным образом организованная группа например, институт образования, религии, власти , так и совокупность ценностей, норм, образцов поведения.

Общество функционирует одновременно как на микроуровне взаимодействия индивидов, малых групп , так и на макроуровне большие организации, институты, слои, классы. Общество — динамическая система. Для развивающегося общества характерны постоянные изменения, усложнение его структуры, дифференциация разделение, расслоение. Развитие производства, его усложнение требуют разделения труда, его специализации.

Возникают все новые специальности, дифференцирующие людей по социальным группам;. Например, такая новая для России ценность, как плюрализм, привела к новой норме — многопартийности, которая ведет к дальнейшей дифференциации общества. Итак, в процессе развития общество усложняется качественно и количественно, разрастается социальная структура, появляются новые специальности, новые отрасли, организации, группы, институты.

Общество все более дифференцируется. Но наряду с дифференциацией, которая ведет к появлению новых социальных связей, развитию горизонтальных и социальных структур общества и вместе с тем к ослаблению его единства и сплоченности солидарности , происходит и обратный процесс — интеграция лат.

Интеграция — это социальный процесс объединения общества, укрепления социальных связей, солидарности между членами общества, взаимного приспособления различных частей его социальной структуры. Если дифференциация ослабляет его социальные связи, как бы отталкивает отдельные части общества, то интеграция скрепляет индивидов, группы в единое целое.

При несоблюдении этих условий в обществе развиваются дезин-теграционные процессы. Общество как единое целое, состоящее в то же время из частей, связанных социальными отношениями, приобретает новые собственные свойства, не сводимые к свойствам составляющих его элементов. Например, общество как совокупность организаций, институтов и групп может перекрывать великие реки, строить гидрорэлектро-станции, запускать космические корабли, создавать сверхмощное оружие, что непосильно даже для большого количества разобщенных индивидов.

Одним из основоположников современной теории систем, первым применившим формальные законы термодинамики и физической химии к исследованию живых организмов, был австрийско-американский биолог Людвиг фон Берталанфи. Его выводы и подходы использовал в своих исследованиях человеческого общества американский социолог Толкотт Парсонс.

Рассматривая общество как открытую динамическую систему, взаимодействующую с окружающей природой средой , Т. Парсонс определяет его структуру и функции. Его выводы можно представить в виде таблицы табл. Парсонс рассуждал следующим образом: Этой функции в обществе должна соответствовать определенная структура подсистема экономики , которая поставляет и распределяет необходимые материальные продукты.

Приспосабливаясь к природе, общество достигает поставленной цели — целенаправленная функция, которой соответствует подсистема политики, дающая законы и побуждающая людей работать и достигать не личных, а общественных целей. Первые две функции являются внешними инструментальными , направленными на преобразование природы, третья и четвертая функции направлены вовнутрь общества.

Внутренними экспрессивными функциями является интегративная и латентная. Инте-гративной соответствует подсистема контроля, которая поддерживает общую культуру общества набор ценностей и норм. Ей соответствует подсистема социализации, которая обеспечивает образование, воспитание, информирование молодого поколения. Структура общества носит сложный характер. Любую подсистему можно представить как систему, состоящую из взаимосвязанных частей. Например, политическая система может состоять из государственных институтов, политических партий, законов, норм и т.

Ведущая роль в этой социокультурной системе принадлежит культуре. Именно представления о ценностях, нормах, образцах поведения, изменяясь, вызывая определенные социальные действия людей, преобразуют социальную структуру общества. Личность всегда стремится играть ту социальную роль, которая наиболее соответствует ее потребностям и представлениям. Если общество способно обеспечить такую возможность большинству членов общества, тогда общественные функции развиваются поступательно и устойчивость системы максимальна.

Социальная дифференциация, даже самая интенсивная, уравновешивается интеграционными процессами. Если культурные ценности и нормы разделяются подавляющим большинством членов общества, социальный порядок, социальную сплоченность невозможно разрушить.

Очень важно, как именно образуется система культурных ценностей. Если ценности и нормы добровольно принимаются большинством населения, то общество и статически, и динамически устойчиво. Если культура в обществе насаждается с помощью репрессивных средств, то такое общество динамически неустойчиво и любое изменение его равновесия влечет за собой социальные конфликты.

Системный подход к анализу общества, взгляд на него как на социокультурную систему позволили вывести социологические исследования на новый уровень. Чем отличаются формальные и неформальные, первичные и вторичные, аут— и ингруппы? Почему люди, элементы природы и культура являются необходимыми составляющими общества? Каковы ее отличия от природной особи? Какова степень влияния общества на поведение личности?

Или социальное поведение определяется внутренними структурами мотивами, убеждениями? Эти вопросы давно волнуют не только ученых, но и всех людей. Он отобрал несколько студентов-добровольцев и ночью вывез их за город в специально оборудованное здание, имитирующее тюрьму. Очевидно, неожиданное перемещение ему нужно было для чистоты эксперимента: Им была дана установка: Все участники эксперимента были переодеты либо в форму надзирателей, либо в костюмы заключенных.

Вначале, при вхождении в роли, студенты допускали нарушение инструкций, фамильярность. Насилие зашло так далеко, что Зимбардо пришлось прекратить эксперимент на шестые сутки, хотя он планировался на две недели. Когда после эксперимента студенты-участники описывали свои ощущения и переживания, все они отметили, что ранее вообще отрицали насилие.

В результате эксперимента Зимбардо сделал вывод, что социальное поведение человека гораздо больше зависит от внешних социальных сил стимулов , чем от внутренних качеств личности и вытекающих из них мотивов. В момент появления на свет человек еще не обладает всей суммой человеческих качеств. Он приходит в мир как индивид, т. Это продукт длительного эволюционного развития, носитель индивидуально-своеобразных черт.

Это понятие скорее биологическое, природное, чем социальное. В него не входят специфические особенности человеческого общества, в котором индивиду предстоит жить.

Как из индивида формируется личность? Как те задатки психических и социальных качеств, которые передаются каждому из нас на генном уровне, вызревают в свойства личности? В литературе описано немало случаев, когда маленькие дети попадали в мир животных, лишались человеческого общения.

Всем известен пример Маугли. Во всех подобных случаях закономерности развития человеческого индивида сохранялись. Он был хорошо физически развит, ловок, имел крепкие зубы, умел угрожающе рычать, прыгать и т.

Но он так и не смог научиться держать в руках карандаш, писать и читать, выражать свои мысли вслух научился говорить отдельные слова.

Он не смог овладеть какой-либо профессией. Следовательно, решающее значение в формировании личности играет окружение, а именно общество, в котором живет человек. Личность — это представитель общества, продукт социально обусловленного индивидуального развития, носитель социальных свойств.

Личность — это индивид, включенный в систему общественных отношений. Индивидуальность — это характеристика уникальности, неповторимости, оригинальности.

Это набор черт, присущих только данной личности. Личность является предметом изучения целого ряда гуманитарных наук: Философия рассматривает личность с точки зрения ее мировоззрения, как субъекта познания мира. Психология изучает личность в качестве более или менее устойчивой целостности психических свойств, процессов и состояний, которая и обусловливает поведение человека. Социологический подход заключается в определении социальных свойств, социальных качеств личности, т. Именно эти качества в большей степени и определяют социальное поведение человека.

Внутренняя сторона подразумевает развитие в человеке психических свойств направленность, темперамент, характер, способности и психических процессов ощущение, восприятие, представление, память, внимание, мышление, воображение, воля, эмоции и чувства , появление психических образований знания, навыки и умения.

Эта сторона процесса формирования личности является предметом изучения психологии. Внешняя сторона процесса формирования личности является ответом на вопрос: Личность как объект социальных отношений, формируясь, впитывает эти отношения, учится играть определенные ей роли, усваивает ценности и нормы общества, образцы поведения.

Все это накладывает отпечаток на те физиологические и психические процессы, которые формируют личность. Личность как субъект социальных связей имеет определенную независимость, автономность от общества, дающую возможность чувствовать себя не только частью единого социального целого, но и противопоставить себя обществу. Автономность личности связана с умением управлять собой; предполагает наличие самосознания, т. С точки зрения сторонников гетерохронного подхода, темпы развития у разных личностей неодинаковы, люди достигают зрелости в разном возрасте.

Но конечный результат и критерии зрелости для всех одни и те же. Сторонники гомохронного подхода утверждают, что период формирования личности жестко ограничен хронологическим возрастом: Следовательно, индивидуальные особенности личности можно предсказать уже в позднем детстве.

Существуют и взгляды, утверждающие принцип гетерохронности, т. В человеческом обществе немало людей, частично или полностью выпадающих из-под его влияния, не получивших в процессе своего формирования его развивающих импульсов. В результате — недоразвитие соответствующих личностных качеств. Неумение логически или абстрактно мыслить, недостаток фантазии, отсутствие интереса к культуре означают, что у данной личности в детстве не было достаточного детского и взрослого окружения, что ребенок не доиграл со сверстниками, не получил требуемых ответов от взрослых.

От недостатка, хронической нехватки мыслительной, логической деятельности может развиться умственная деградация. Еще страшнее — моральная деградация — отсутствие нравственных ориентиров, отсутствие чувства сострадания. Вот почему так опасно развитие насилия для общества. Во время войн, когда масса людей привыкают к насилию, крови и виду трупов, когда снижается порог чувствительности к страданиям, развивается моральная деградация общества.

Преодолеть моральную деградацию общества очень трудно. Необходим целый комплекс мер по реабилитации людей, занимавшихся и подвергшихся насилию, улучшение социальных условий жизни, развитие образования, культуры, совершенствование системы воспитания подрастающего поколения, общая гуманизация отношений.

Формирование личности, полагает американский социолог Джордж Мид, начинается с рождения ребенка и проходит три стадии. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не обязательно понимая его, часто бессознательно.

На этой стадии до полутора-двух лет они стремятся делать то и так, что и как делает его мать, отец, старшие братья и сестры.

Поэтому они предпочитают пользоваться не игрушками, а реальными предметами: Имитация как социальное подражание существует не только в детском возрасте, но и у взрослых. В этот период у ребенка настолько развились абстрактные представления, что он может подменить реальные предметы игрушками. Дети начинают примерять определенные роли папы, космонавта, военного. Поэтому эту стадию Дж. Мид назвал также стадией ролевых игр. Ребенок учится распознавать ожидания окружающих.

Например, играя в футбол и получив мяч, мальчик может идти в обводку, дать пас, ударить по воротам — все действия соответствуют роли нападающего. Выбор определенного действия полностью социален: Структура сформировавшийся личности по Дж. Миду состоит из двух компонентов: Представления человека о себе а это, по понятиям Ч. Кули, и есть структура личности формируются в процессе взаимодействия с другими людьми.

Человек познает себя самосознание. По представлениям Зигмунда Фрейда, человек всегда находится в конфликте с обществом и его биологические побуждения противоречат социальным нормам. Именно в постоянной борьбе с природными инстинктами, с социальным контролем и формируется структура личности, которая состоит из трех составляющих:.

При ее освобождении ослабляется внутреннее напряжение и возникает удовлетворение. Это бессознательный компонент личности;. Развивается по мере роста самосознания личности;. Его формирование заменяет оценки родителя, окружающих. По мере развития личности суперэго, входящее в его структуру, как бы заменяет общественное мнение.

На самом деле это и есть тот психический компонент, который сложился в структуре личности под действием социального контроля. Мы считаем, что структуру личности лучше всего отражают два компонента: Формирование личности осуществляется под воздействием социальных механизмов имитации, идентификации, социального и индивидуального контроля, конформизма.

Имитацией называется неосознанное или осознанное стремление копировать определенные образы поведения. Под идентификацией социологи понимают способ усвоения индивидом ценностей и норм. Идентичность — это ощущение индивидуальности личности или принадлежности ее к какой-либо группе, отличной от других групп, или обществу, отличному от других обществ.

Люди часто определяют идентичность по признаку социального положения, национальности, религии или расы. Ведь окружающие сначала идентифицируют нас по внешнему виду, а уже потом по качествам характера. Под конформизмом понимается податливость установок и поведения личности действию социальных сил, групповому, общественному давлению. Конформист быстро соглашается с позицией лидера власти , изменяет свое поведение.

Действие этих механизмов мы рассмотрели в теориях Дж. Фрейда, их взаимодействие порождает и развивает процесс формирования личности. Имитация и идентификация — позитивные механизмы, ускоряющие процесс формирования. Итак, мы выяснили, что в отличие от индивида как природного существа в обществе действуют личности, сформировавшиеся в результате взаимодействия природных и социальных сил.

Процесс формирования определяет развитие личности под действием природных и социальных сил. Но даже сформировавшийся человек еще не в полной мере готов жить в обществе: Одновременно с процессом формирования личности идет процесс ее социализации. Социализация — это внедрение человека в общество, овладение им навыками и привычками общественного поведения, усвоение ценностей и норм данного общества.

Если процесс формирования идет особенно интенсивно в детстве и юности, то процесс социализации интенсифицируется тем сильнее, чем активнее индивид вступает в систему социальных отношений. Детские игры, воспитание и обучение в школе и вузе, овладение специальностью и служба в армии и т. Процесс социализации в советской социологии привязывался к трудовой деятельности, которая понималась как оплачиваемая государством работа. При таком подходе выделяются три типа социализации:.

Такая периодизация, делавшая упор на трудовую деятельность, неудовлетворительно раскрывала сущность социализации в детстве и неадекватно рассматривала положение пенсионеров.

Более простым и удобным представляется деление процесса социализации на два качественно различных периода:. Процесс социализации личности протекает на основе социальных контактов, взаимодействий личности с другими личностями, группами, организациями, институтами.

В процессе этого взаимодействия срабатывают социальные механизмы имитации и идентификации, социального и индивидуального контроля, конформизма. На них накладывают свой отпечаток социальные, национальные, профессиональные, моральные, расовые различия людей.

Социологические исследования показывают, что родители из средних слоев общества гибко относятся к власти авторитета. Они учат своих детей осмысливать факты и отвечать за свои решения, а также поощряют способности к сопереживанию. В семьях нижних слоев общества, где родители в основном заняты физическим трудом и работают под строгим контролем, они внушают детям готовность подчиниться внешнему авторитету, власти.

Здесь придают большее значение послушанию, чем развитию творческих способностей. Национальные различия, национальные ценности и нормы также оказывают значительное влияние на социализацию личности. Рассмотрим для сравнения американские и российские национальные ценности табл. Понятно, что, испытав одни и те же процессы социализации, но впитывая, приобщаясь к разным нормам и ценностям, американцы и россияне приобретают разные черты личности.

Впрочем, следует отметить влияние реформ и общего направления развития российского общества на изменение базовых национальных ценностей и черт национального характера, которые берут свое начало еще в чертах русской общины в сторону сближения их с более рациональными характеристиками развитых постиндустриальных обществ.

Основными средствами социализации, обеспечивающими социальный контакт между личностями, личностью и группой, организацией, являются:. Язык — основной инструмент социализации. С его помощью человек принимает, анализирует, обобщает и передает информацию, выражает эмоции и чувства, заявляет о своей позиции, точке зрения, дает оценки.

Навыки и умения — это образцы деятельности. Они играют не только поведенческую, но и дидактическую обучающую роль в последующей социализации. Образование навыков и умений называют социализацией для социализации, так как закрепленные в поведении навыки и умения помогают быстрее и увереннее овладевать новыми навыками и умениями. Например, овладение компьютером значительно расширяет кругозор специалиста, помогает ему не только получать нужную информацию, но дает новые навыки общения во всемирной электронной сети Интернет.

Социальное пространство, как видим, не совпадает с геометрическим. Например, в геометрическом пространстве король и шут почти всегда находятся рядом, но в социальном пространстве их разделяет почти вся высота социальной пирамиды.

Социальный статус — это положение личности в социальном пространстве, в социальной пирамиде, в социальной структуре общества. Социальный статус характеризуется социальным положением т. Следует отметить личный статус, который характеризуется личными качествами и ярче проявляется в небольшой группе. Например, в любом давно сложившемся коллективе, особенно в неслужебное время, общение идет на основании личного, а не социального статуса, если различия в должностях невелики.

Одна и та же личность может иметь несколько статусов. Статус, полученный от рождения, называется предписанным статусом. Положение личности в социальной пирамиде, которого она добилась своими усилиями, называется достигнутым статусом. Поведение личности, связанное с ее социальным статусом, т.

Совокупность всех социальных ролей, соответствующая всем социальным статусам личности, называется ролевым набором. Социальные роли, все разнообразие социального поведения личности определяются социальным статусом и господствующими в обществе или в данной группе ценностями и нормами рис. Если поведение человека соответствует общественным групповым ценностям и нормам, он получает социальное поощрение престиж, деньги, похвалу, успех у женщин и т.

С помощью средств социализации язык, ценности и нормы, навыки и умения, статусы и роли становится возможным постоянное взаимодействие между личностями, личностью и институтами социализации, т. Семья — один из ведущих определяющих агентов социализации.

Оказывает функциональное воздействие не только на формирование и социализацию, но и на становление всей структуры личности. Эмпирические исследования показывают, что в конфликтных или неполных семьях процент детей с отклоняющимся поведением значительно выше. Обеспечивает появление таких качеств личности, как самостоятельность, независимость, социальное равенство.

Позволяет проявлять социализирующейся личности новые эмоции и чувства, невозможные в семье, новые социальные связи, статусы и роли лидер, равный партнер, изгой, маргинал и др. Школа — действует как общество в миниатюре. Дает новые знания и навыки социализации, развивает интеллект, формирует ценности и нормы поведения.

В отличие от семьи позволяет понять значения формальных статусов и ролей учитель как формальный и временный начальник. Школа более авторитарна, рутинизирована. Ее социальное пространство обезличено, так как учителя, директор не могут быть такими же ласковыми, как родители; к тому же любой учитель может быть заменен другим человеком. Средства массовой информации формируют ценности, образы героев и антигероев, дают образцы поведения, знания о социальной структуре общества.

Армия осуществляет специфическую, вторичную социализацию ресоциализацию. Военное образование дает возможность молодому офицеру быстро внедриться в военную систему.

Другое дело — призванные на срочную службу. Разность ценностей и стереотипов поведения гражданской и военной жизни проявляется резко и часто вызывает у молодых солдат социальный протест. Это тоже своеобразный институт социализации, форма освоения новых социальных норм. Важно чтобы такие протесты протекали на невысоком уровне конфликтности, не вызывали у молодых людей психических потрясений.

Для этого служит специальная подготовка допризывные сборы, курс молодого бойца , на это направлена деятельность командиров, военных социологов и психологов. Если протест принимает открытые формы и действует постоянно, это означает так называемую неудачную социализацию.

Социологические исследования показывают, что когда в процессе социализации используют исключительно авторитарное давление, рассчитанное на слепое подчинение, то человек, попавший затем в нестандартную критическую ситуацию и оказавшийся без начальника, не может найти правильный выход. Результатом такого кризиса социализации может быть не только невыполнение задания, но и стресс, шизофрения, самоубийство.

Причина этих явлений кроется в упрощенных представлениях о реальности, страх и подозрительность, недостаток эмпатии сопереживания , конформизм личности, сформированные при неудачной социализации.

Что означает гетерохронный и гомохронный подход к формированию личности? Причем биологическая предрасположенность человека к преступлениям отражается в его облике. Этот тип отличается такими атавистическими чертами, как скошенный лоб, выступающая нижняя челюсть, удлиненные мочки ушей, редкая борода, чрезмерная волосистость головы, крупные клыки, приплюснутый нос, пониженная чувствительность. Прирожденный преступник имеет врожденные анатомические и физиологические признаки, а также патологические личностные особенности: Совершает преступления сознательно, обдуманно, действует уверенно.

Душевнобольной преступник нарушает закон бессознательно в результате психической болезни. Преступник по страсти обладает неуравновешенным характером и совершает преступления необдуманно, в состоянии аффекта. Случайный преступник нарушает закон в результате стечения обстоятельств, действует необдуманно, ситуативно. Работая в центре реабилитации малолетних преступников, он исследовал более юношей и сопоставил виды физической конституции строения тела , их темпераменты и виды совершенных ими преступлений.

Ломброзо сравнивал филогенетические черты разных периодов человеческой эволюции, то В. Шелдон сопоставил строение тела и поведение преступников по аналогии с собаками: Он выделил три типа строения тела у людей с соответствующими соматическими, физиологическими и психологическими характеристиками.

К нарушению закона не склонен, преступником может стать случайно. Преступником может стать в результате стечения обстоятельств. Этот тип наиболее склонен к криминальному поведению. Однако дальнейшие обследования преступников не подтвердили выводов сторонников биологического объяснения девиации.

Так, российский паталогоанатом Д. Зернов на основании проверочного исследования пришел к выводу, что прирожденных преступников не существует. Он отметил признаки дегенерации у определенного количества преступников, но эти признаки примерно в такой же пропорции встречаются и у непреступников.

Сегодня большинство социологов не сомневается, что не существует фатальной предрасположенности лиц с физиологическими и психологическими аномалиями к совершению преступлений, однако при наличии ведущего фактора девиации — нравственной невоспитанности — эти аномалии могут выступать катализатором в механизме преступного поведения.

Сторонники этого подхода объясняют девиантное поведение исходя из психологических качеств, черт характера, внутренних жизненных установок, направленности личности, которые носят отчасти врожденный характер, отчасти формируются воспитанием и средой. В то же время сам поступок, нарушение закона могут стать результатом психологического состояния девианта. Так, Зигмунд Фрейд в своем психоанализе преступного поведения большую роль отводил семье и условиям детства преступника.

Психические травмы в детстве нарушают этот баланс и способствуют выходу агрессивных и антисоциальных импульсов. С точки зрения этого подхода, девиантное поведение формируется сочетанием социальных и психологических факторов, среди которых решающая роль принадлежит воздействию внешней среды.

Родоначальником социологического объяснения девиантности считается Эмиль Дюркгейм, создавший теорию аномии Аномия по Дюркгейму — это безнормность, отсутствие регуляторов поведения, это состояние социальной дезорганизации, когда социальные ценности и нормы становятся неустойчивыми, текучими, противоречивыми. Например, когда происходит быстрая смена социальных норм революция, урбанизация.

В этой ситуации люди дезориентируются, так как старые нормы скомпрометированы, отринуты, а новые далеко еще не всем известны, не осознаны, не приняты и не испытаны на практике. Роберт Мертон развивал теорию аномии Дюркгейма. Он считал причиной девиантного поведения разрыв между ценностями, диктуемыми людям обществом, и социально одобряемыми средствами их достижения.

В результате этого разрыва нарушается равновесие между жизненными целями людей например, в Америке это общественное признание, успех, богатство и допустимыми средствами их достижения. Появляются люди-девианты, прокладывающие путь к цели не одобренными обществом средствами. Мертон видел пять видов девиантов Ценности общества признаются и жизненная цель принимается, но так как законными средствами цели не достичь, средства предлагаются иные, незаконные.

Чаще всего инноватор — это преступник. Ценности общества и диктуемые ими цели жизни отвергаются, а законные методы и средства признаются. В результате девиации перед нами портрет ревностного бюрократа или неудачливого бизнесмена или педанта-преподавателя, для которого выполнение повседневных норм, ритуал полностью заслоняют значимые жизненные цели.

Этот тип отвергает и ценности с целями, и законные средства их осуществления. Он вообще оставляет этот мир самоубийца или отходит от него наркоман, алкоголик. Он не только отвергает ценности, цели и средства этого несовершенного мира, но и хочет заменить его своими идеальными, делающими он свято верит в это мир более совершенным.

Это революционер, отстаивающий свой социальный идеал. Перед нами типичный представитель эпохи, единственный не девиант среди пяти представленных типов, олицетворяющий подавляющее большинство людей в каждом обществе. Американский социолог Говард Беккер выдвинул теорию стигматизации, или наклеивания ярлыков греч. Он считал, что девиация обусловлена способностью наиболее влиятельных групп общества законодателей, судей, врачей и др. Отсюда он делает вывод, что девиация — это не качество поведения, поступка человека, а скорее результат соотнесения его с господствующими социальными нормами, отношения к нему влиятельных кругов.

Большинство людей нарушают какие-либо социальные нормы. Например, правила дорожного движения при переходе улицы или сон на лекциях, подсматривание на экзаменах. Но их не считают девиантами. Но вот привод в милицию, возбуждение уголовного дела, отчисление из академии ставят на человеке стигму, ярлык девианта. Вторичной девиации способствуют не только официальные лица начальник, милиция. Если они побеждают, создаются новые ценности и нормы и появляются новые девианты, часто коллективные формы девиации.

Представители некоторых профессией, окончательно определяющие, девиант ли тот или иной члеовек, несут особую ответственность перед обществом. В связи с этим повышается, скажем, ответственность врача за признание того или иного человека девиантом.

Так, американский социолог Л. Розенхена провел исследование На втором этапе эксперимента он сообщил психиатрам, что в больницу могут поступить другие псевдобольные. Девиацию можно рассматривать как социальный процесс. Тогда, по мнению Нейла Смелзера , в нем следует выделять следующие стадии: Под преступлением в самом общем виде понимается нарушение законов. Преступниками считаются лица, осужденные судом.

В этом случае судьи выполняют функцию стигматизации, т. Иногда социологи выделяют в девиантном делинквент-ное поведение, понимая под последним преступность. Последнее называется уровнем преступности. Общая тенденция в мире — постоянный рост уровня преступности.

Эта тенденция характерна и для России. В Советской России преступность возрастала таким образом:. В современной России преступность еще возросла. Кроме того, существует неучтенная, скрытая, так называемая латентная преступность. Но значительный общий рост числа преступлений не влечет за собой такие же темпы прироста количества осужденных. Правоохранительные органы и общественность России особенно беспокоит рост тяжких преступлений. Каков социально-демографический состав современных российских преступников?

Если дифференцировать преступников по профессиональному признаку, то среди них больше всего рабочих, но их доля постоянно снижается за счет уменьшения общего числа рабочих табл. Резко выросла среди преступников доля бомжей, в первую очередь за счет увеличения их общего количества. Количество преступлений в различных социально-демографических группах определяют такие факторы, как уровень образования, воспитания, общей культуры. Важным показателем при анализе преступности выступают семейные отношения.

Именно они во многом определяют возможность или невозможность девиантного поведения в будущем. Имеют значение и прочность связей в социальной группе, и степень ответственности за родных, детей, сослуживцев. Именно сознание ответственности и забота близких людей часто удерживают человека от преступления. Особенно опасна в современном обществе организованная преступность.

Наиболее известны в нашей стране татарские Казань, Набережные Челны, Альметьевск , подмосковные Солнцево, Подольск , тамбовские, чеченские, ростовские и другие преступные группировки. Часть общака вкладывается в бизнес. Некоторые преступники — девианты находят в себе силы порвать с преступным миром, другие же становятся профессиональными преступниками, ворами в законе. Это наиболее опасная часть девиантов. Именно они становятся рецидивистами, именно они определяют социальный климат в преступной среде как на свободе, так и на зоне.

Они составляли элиту воровского закона. Несколько ниже в иерархии стояли воры-карманники, воры по сейфам — медвежатники взломщики и шниферы подбиратели кодов и ключей. Отдельную группу составляли бродяги, попрошайки, мелкие воришки. Они составляли нижний слой преступной среды. Кроме того, место в воровской иерархии определялось еще физической силой, умением дать отпор нескольким соперникам.

В современной России наиболее уважаемыми в преступной среде зоны считаются воры в законе, авторитеты организованной преступности, обладающие большими связями на воле, умеющие разрешать конфликты среди осужденных и решать проблемы взаимоотношений последних с тюремной администрацией. У пахана обычно имеется несколько ближайших подручных, которых он рекрутирует среди воров в законе и которые всегда готовы восстановить воровской закон и поддержать требования пахана.

Чтобы стать вором в законе, следует пройти процедуру коронации, т. Далее идут непрофессиональные преступники — мужики. На зоне по воровскому закону положено работать только мужикам; воры в законе должны всячески уклоняться от работы и какого-либо сотрудничества с администрацией.

Современные социологи и криминалисты считают полное искоренение преступности невозможным, ибо ее генерирует не только социальная среда, но и биологическая и психологическая природа криминальных типов людей. Отсюда главная задача государства — удержать преступность на удовлетворительном для общества уровне.

Другой формой девиации, не связанной с тяжкими преступлениями, является так называемая преступность без жертв. Это такие виды преступлений, как проституция, наркомания, азартные игры. Несмотря на то что общество относится к ним более терпимо, чем к тяжким преступлениям, социологи ищут возможности по их ограничению и сокращению. Ведь с проблемой проституции, например, тесно связаны такие социальные вопросы, как здоровье нации, общественный порядок, социальная и молодежная политика, гендерные отношения и др.

Социологи выделяют три модели социального контроля за проституцией:. Но наряду с зтим существовала система регламентации. Согласно этим правилам проститутки получали в полиции вместо паспорта желтый билет и ставились под особый контроль врачей.

В советский период борьба с проституцией велась в основном с помощью запретов. Считалось, что проституция при социализме не имеет социальной базы, и поэтому она административно преследовалась выселение и уголовно наказывалась от 2 до 5 лет с конфискацией имущества. Советская статистика не публиковала данные о проституции. Сохранились лишь исследования х гг. В постсоветской России осуществляется модель правового регулирования проституции.

В Кодексе административных нарушений РФ предусмотрен штраф за занятие проституцией. Кроме того, органы милиции ставят проституток на учет, однако пока не осуществляется действенного медицинского контроля. Это влечет за собой такие проблемы, как распространение венерических заболеваний особенно страшен СПИД , употребление и продажа наркотиков, увеличение числа брошенных детей и др.

Другим видом преступления без жертв является наркомания. Наибольшее распространение культура потребления наркотиков получила на Востоке — в Индии, Китае, арабском мире.

В Европе и Америке потребление наркотических веществ получило быстрое распространение в колониальную эпоху. Этому способствовали развитие химии, транспорта, миграции людей, достижения в медицине например, изобретение шприца.

В настоящее время крупные центры выращивания наркотических веществ существуют в Индокитае, Колумбии, Афганистане. Десятки миллионов людей в развитых и развивающихся странах потребляют наркотики. Не обошла проблема наркомании и Россию. Это серьезная угроза здоровью и генофонду нации. Проблема наркомании связана с такими социальными и политическими проблемами, как детская смертность, отказ от новорожденных детей, снижение уровня образования, открытость государственных границ для проникновения торговцев наркотиками, несовершенное законодательство, слабая работа милиции, таможни по противодействию выращиванию, транспортировке, сбыту, распространению наркотических веществ.

Уже в конце века российские врачи не только констатировали наличие проблемы наркомании, но и пытались выработать меры по ее решению. Новый толчок к распространению наркотиков дали Революция и Гражданская война. Наркомату здравоохранения пришлось открыть специальные медико-педагогические учреждения — психоневрологические школы в Ленинграде, Москве, Воронеже, Саратове, Казани и других городах.

В настоящее время проблема распространения наркотиков в России обострилась. Крупномасштабное производство наркотических веществ началось в Восточной Европе Чехия, Польша, Венгрия. Увеличивается производство и потребление наркотиков в приграничных с Россией странах: Санкт-Петербург всегда был одним из центров по производству синтетических наркотиков.

Потребление наркотиков особенно широко распространилось в среде подростков как из малообеспеченных, так и из обеспеченных семей, работающей и учащейся молодежи, детей особенно беспризорных , безработных и бомжей. Последние цифры говорят о том, что статистика поставленных на учет наркоманов не дает полной картины распространения наркотиков в России.

Существует тесная связь между потреблением наркотиков и заражением вирусом СПИД, гепатитом С, передающимися через внутривенные инъекции в условиях антисанитарии и несоблюдения мер безопасности. В настоящее время в науке существуют различные подходы к изучению проблем распространения и потребления наркотиков. С точки зрения социологического подхода определяющими являются социальные факторы: Сторонники психологического подхода в центр внимания ставят индивидуальные факторы: Биологические концепции наркомании объясняют это явление на основе физиологии человеческого организма и ее влияния на поведение личности.

Обстановка в современной России характеризуется такой совокупностью условий и факторов, которые способствуют распространению наркомании. Это имущественное расслоение населения, социальная дезорганизация аномия , потеря жизненных ориентиров и перспектив представителями некоторых социальных слоев, идеологическое размежевание общества и его идейная неустойчивость, рост безработицы, бродяжничества, социальной неустроенности, снижение уровня образования и общей культуры у целых социальных групп и страт, изменение норм и ценностей многих субкультур в первую очередь молодежи , снижение социального контроля в школе, семье, на производстве.

Главными направлениями противодействия наркомании считаются политические мероприятия создание национальных программ борьбы с распространением наркотиков, принятие необходимых законов, выделение бюджетных средств и т. Следующей формой девиантного поведения, не считающегося преступлением, является алкоголизм.

В древних обществах алкоголь, как, впрочем, и некоторые наркотики например, ядовитые грибы , использовался в ритуальных целях. У древних греков и римлян были даже боги вина Дионис, или Вакх, и Либер. В античности вино перед употреблением наполовину разбавляли водой. Разрешалось употреблять алкоголь только мужчинам с летнего возраста. В Средние века крепкие напитки были привилегией богатых. Крестьяне и ремесленники выпивали в основном по праздникам.

С этого времени проблема алкоголизма становится общественно значимой. Продажа крепких алкогольных напитков была очень выгодна, и государство сразу взяло ее под контроль. Питейные сборы составляли главную статью дохода в государственном бюджете. Доходы госбюджета выросли, но и проблема пьянства, особенно среди русского населения, обострилась. Во время Великой реформы был осуществлен переход на акцизную систему.

В постсоветский период был осуществлен переход на акцизную систему. В настоящее время производство и продажа крепких спиртных напитков стабилизировались, снизилась закупка сахара населением, резко увеличилось потребление пива. Все это соответствует мировым тенденциям. Социальные последствия систематического пьянства весьма серьезны. Оно служит причиной скандалов, разводов, психических болезней, несчастных случаев, производственных травм, различных преступлений.

Пьянство родителей крайне негативно отражается на воспитании и дальнейшей судьбе детей. Оно является причиной врожденных болезней детей, отказа родителей от детей, насилия над ними, детской беспризорности и детской преступности. Некоторые социальные последствия алкоголизма в России представлены в табл. Алкоголизация населения связана с историческим периодом, переживаемым обществом.

Социологи объясняют это социальным беспокойством, т. На индивидуальном уровне быстрые социальные изменения вызывают стресс, неадекватную, часто агрессивную реакцию, для преодоления которой нередко требуется алкоголь. Они не испытывают тяги к выпивке. Постоянно и систематически пьют, что скрыть очень трудно. У хронически пьющих людей в первое время заметно повышается барьер опьянения. Они гордятся тем, что могут выпить бутылку водки и более и не чувствовать опьянения. Это и есть первая стадия алкоголизма.

На второй стадии происходит резкое снижение барьера опьянения, но вырабатывается потребность в систематическом потреблении алкоголя. Таким людям достаточно одной рюмки, но они принимают ее часто. На третьей стадии вырабатывается потребность в постоянном алкогольном опьянении. Борьба с алкоголизмом ведется государственными структурами ограничение производства и продажи спиртного, антиалкогольная пропаганда и агитация, улучшение социальных условий труда и быта и т.

Большое влияние на алкоголиков могут оказать их родные и близкие. Очень важно при этом самоограничение. Ему может способствовать своевременная информация о вреде алкоголизма для здоровья и социальных последствиях пьянства.

Это осознанное прекращение своей жизни, поэтому не признается суицидом лишение себя жизни невменяемыми и детьми в возрасте до 5 лет. Под самоубийством понимают как индивидуальное действие, т. Социология имеет дело со вторым аспектом самоубийства. Основную причину самоубийства он видел в утрате связей индивида с социальной группой, обществом. Дюркгейм дифференцировал самоубийства на:. Последователи Дюркгейма выделяли и другие причины самоубийств. Хальбвакса это самообвинение, протест и разочарование, неудовлетворенность своим положением.

Векштейна это еще и алкоголизм, наркомания, психические заболевания, жизненные коллизии, а также игнорирование реальности и случайные факторы. Другие авторы среди причин суицида называют также депрессии, старость, конфликты личностные или социальные и некоторые другие причины. Но общим знаменателем, причиной причин суицида чаще всего выступает ощущение ненужности, оторванности от общества, чувство одиночества и отсутствие перспективы.

Случаются самоубийства, имеющие чисто индивидуальные причины: Такие самоубийства очень трудно предотвратить, они не имеют социальных истоков. Другие самоубийства носят преимущественно общественный характер. Их уровень количество определяется экономическим положением общества рост, кризис, застой , его ценностно-нормативным идеологическим единством нормальное, ано-мичное , уровнем солидарности или, наоборот, атомизированностью, индивидуализированностью общества, степенью социальной дифференциации, проводимой социальной политикой, особенно по отношению к категориям людей, статистически склонных к суициду молодежь, пожилые люди.

На уровень самоубийств влияют культурологические и религиозные факторы. В некоторых культурах сложился ритуал добровольного лишения себя жизни: Дюркгейм отметил, что уровень самоубийств в странах, где господствующая религия католицизм, ниже, чем в странах с преобладанием протестантизма. Уровень самоубийств снижается во время войн сплочение общества, появление общезначимой цели, смысла жизни и повышается в мирное время.

Он повышается во время экономических кризисов и роста безработицы. А в годы Великой депрессии — поднялся до 17,5. Дореволюционная Россия относилась к странам с низким уровнем самоубийств. В то же время процессы индустриализации и урбанизации, культурной и социальной дифференциации вели к снижению солидарности в обществе, постепенному повышению уровня самоубийств табл.

Англия — 9,4, Франция — 19,5, Германия — 22,3. Россия по уровню самоубийств 38,7 вышла на второе место в мире после Венгрии. На проблему суицида, как отмечалось выше, кроме состояния общества влияют и другие факторы.

Так, уровень самоубийств в городах выше, чем в сельской местности, хотя в последнее время наметилась обратная тенденция, что говорит о снижении солидарности в сельских населенных пунктах. Наличие семьи считается в целом антисуицидальным фактором, и уровень самоубийств среди одиноких, разведенных людей выше.

Но иногда семейные конфликты способны доводить некоторых людей до самоубийства. В то же время в современной России риск суицида выше в социальных группах с низким уровнем образования и социального положения рабочие, безработные, неработающие, заключенные. К группе повышенного суицидного риска следует также отнести военнослужащих особенно срочной службы , уволенных в запас офицеров, пенсионеров. Половозрастная статистика самоубийств также указывает на большие групповые различия.

Соотношение мужских и женских суицидов в России находится в соотношении как 1: Возрастная структура самоубийств в России также соответствует в целом мировым тенденциям табл. По месяцам и временам года количество самоубийств распределяется также неравномерно. Вебером как гарант экономических возможностей индивида и превращающееся тем самым в структурный компонент рационально организованного общества.

Классическим примером является анализ М. Вебером института бюрократии как типа легального господства, обусловленного прежде всего целерациональными соображениями.

Представитель психологического эволюционизма американский социолог начала XX в. Уорд рассматривал социальные институты как продукт скорее психических, чем каких-либо других сил.

The physic factors of civilization. Парсонс строит концептуальную модель общества, понимая его как систему социальных отношений и социальных институтов. В общей теории действия социальные институты выступают и в качестве особых ценностно-нормативных комплексов, регулирующих поведение индивидов, и в качестве устойчивых конфигураций, образующих статусно-ролевую структуру общества.

Институциональной структуре социума придается важнейшая роль, поскольку именно она призвана обеспечить социальный порядок в обществе, его стабильность и интеграцию см.: Essays on sociological theory.

Следует подчеркнуть, что нормативно-ролевое представление о социальных институтах, существующее в структурно-функциональном анализе, является наиболее распространенным не только в западной, но и в отечественной социологической литературе. В институционализме институциональной социологии социальное поведение людей изучается в тесной связи с существующей системой социальных нормативных актов и институтов, необходимость возникновения которых приравнена к естественноисторической закономерности.

К представителям этого направления можно отнести С. Имеют место и концепции, опирающиеся на методологические основания феноменологического или бихевиористского плана. Они означают постоянный способ мышления или действия, который стал привычкой для группы или обычаем для народа. Психологическую традицию в русле бихевиоризма продолжил Дж.

Он дает такое определение социальных институтов: Они различны в понимании как природы, так и функций институтов. С точки зрения автора, поиск ответа на вопрос, какое из определений верно, а какое ошибочно, методологически бесперспективен. Социология - мультипарадигмальная наука. В рамках каждой из парадигм возможно построение своего непротиворечивого, подчиняющегося внутренней логике понятийного аппарата. И дело исследователя, работающего в рамках теории среднего уровня, определиться с выбором парадигмы, в рамках которой он намерен искать ответы на поставленные вопросы.

Автор придерживается подходов и логики, лежащих в русле системно-структурных построений, это определяет и принимаемую им за основу концепцию социального института,. Анализ зарубежной и отечественной научной литературы показывает, что и в рамках выбранной парадигмы в понимании социального института существует широкий набор версий и подходов.

Социальный институт как общественное явление социологический аспект. Щепань-ский дает такое интегральное определение: Есть и другие попытки дать однозначную дефиницию, исходя, например, из норм и ценностей, ролей и статусов, обычаев и традиций и т.

С нашей точки зрения, подходы такого рода не являются плодотворными, поскольку сужают понимание такого комплексного явления, каким выступает социальный институт, фиксируя внимание только на одной, представляющейся тому или иному автору важнейшей его стороне. Более содержательными автор считает концепции, опирающиеся на комплексную характеристику социального института и содержащие указания на различные аспекты его многосторонней сущности.

Современные концепции такого рода, развиваемые в рамках избранной парадигмы, содержатся в работах Н. Под социальным институтом эти ученые понимают комплекс, охватывающий, с одной стороны, совокупность нормативно-ценностно обусловленных ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей, и с другой - социальное образование, созданное для использования ресурсов общества в форме интеракции для удовлетворения этой потребности см.: Социальные институты - это специфические образования, обеспечивающие относительную устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества, некоторые исторически обусловленные формы организации и регулирования общественной жизни.

Институты возникают в ходе развития человеческого общества, дифференциации видов деятельности, разделения труда, формирования специфических видов общественных отношений. Их возникновение обусловлено объективными потребностями социума в регулировании общественно значимых сфер деятельности и социальных отношений.

В зарождающемся институте по существу опредмечива-ется определенный вид общественных отношений. Эти признаки не являются нормативно закрепленными. Они скорее вытекают из обобщения аналитических материалов о различных институтах современного общества. У одних из них формальных - армия, суд и т. Но в целом они являются удобным инструментом для анализа процессов институционализа-ции социальных образований.

Социологический подход фиксирует особое внимание на социальных функциях института и его нормативной структуре. К числу важнейших функций, которые социальные институты выполняют в обществе, относятся:. Структура социальных институтов чаще всего включает определенный набор составных элементов, выступающих в более или менее оформленном виде в зависимости от типа института.

Щепаньский выделяет следующие структурные элементы социального института: Возможны различные критерии классификации социальных институтов. Из них мы считаем целесообразным остановиться на двух: На основании предметного критерия, т. На основании второго критерия, т. Деятельность первых основана на строгих, нормативно и, возможно, юридически закрепленных предписаниях, правилах, инструкциях.

Это государство, армия, суд и т. В неформальных институтах такая регламентация социальных ролей, функций, средств и методов деятельности и санкций за ненормативное поведение отсутствует.

Она заменяется регулированием неформальным через традиции, обычаи, социальные нормы и т. От этого неформальный институт не перестает быть институтом и выполнять соответствующие регулятивные функции.

1 2 3 4 5 6 7